ЛЕГЕНДЫ РАДИО

Наталья Киселёва
«Наверное, если бы была "Книга рекордов Гиннеса", в которую бы записывали какие-то данные о радиостанции "Юность", я бы в неё попала, потому что по времени работы в редакции я — на первом месте».
Так рассказывает о своей работе на легендарной радиостанции «Юность» Наталья Николаевна Киселёва.
Она родилась 30 июня 1939 года в Грозном. Окончила факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова в 1961 году. Начала работу на Алтайском краевом радио. С 1963 года работала на радиостанции «Юность» Всесоюзного радио: корреспондент, обозреватель, комментатор, зам. главного редактора, редактор-консультант. Принимала участие в создании таких передач, как «Здравствуй, товарищ!», «Полевая почта "Юности"», «Человек беспокойного счастья», «Сельский сход», «Хочу спросить…» (по письмам слушателей), «Картинки не с выставки», «Этот мир — мой», «Большая семья», «Тюменский меридиан» и др.
Награждена медалями «Ветеран труда», «За трудовую доблесть», знаком «Почётный радист». Лауреат премии Союза журналистов. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Член Союза журналистов.
Любимым жанром Натальи Николаевны всегда были очерки: «Конечно, приходилось делать всякое, но я любила писать о людях очерки и люблю до сих пор».
ДЕТСТВО
«А бабушка мне сказала: "Нет, моя дорогая, ты должна быть счастливой, а счастливый — это тот человек, который много ездит и много видит"».
«Из Питера собрались кое-как и уехали на Кавказ. Прихватили заодно новоиспеченную родню: мою родную бабушку, маму, маминого брата и, по-моему, клетку с попугаем»,

— Наталья Киселёва
«В 1945 году мне уже было 6 лет, поэтому День Победы я помню прекрасно. Потому что май, в Грозном это уже всегда весна, это цветут все деревья. Мы бегали по улицам с флажками, кричали: "Ура! Ура! Победа!"»

— Наталья Киселёва
«У нас висела чёрная радиотарелка. Я просто обожала эту тарелку. Мне она казалась живой. Я знала точное время, когда передают сказки для детей. И, если что-то задерживали, я садилась и говорила: "Ну давай скорее сказку!"»
«Я хотела в МАИ поступать, потому что однажды придумала что-то вроде дворового фонтана. Я думала: "О, да во мне гибнет изобретатель великий!" Но всё-таки потом решила на журналистику, и в 1956 году судьба мне улыбнулась, и я стала студенткой факультета журналистики»,

— Наталья Киселёва
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
«Я даже не осталась в школе на выпускной вечер, потому что надо было срочно на подготовительные курсы ехать сюда».
«Время было потрясающее! Театр Розовского, капустники, само собой... Особенно интересной жизнью жили те, кто проходил школу общежития»,

— Наталья Киселёва
«Поскольку я занималась ещё и спортом, на втором курсе меня перевели на Ленгоры жить. Я занималась лёгкой атлетикой: бегала, с барьерами бегала, прыгала в длину. Один раз даже метала копьё»,

— Наталья Киселёва
«Я была модницей... Правда, я очень стеснялась своего роста. Я помню, купила себе ботинки и срезала потом каблуки!»

— Наталья Киселёва
«Я помню, как я семь раз сдавала зачёт у Архипова, это по русской литературе. Семь раз! Зачёт!
Сколько лет было Татьяне Лариной, когда она встретилась с Онегиным? Тринадцать.
Но перед этим вопросом я только что прослушала оперу "Евгений Онегин" (это была первая опера, которую я слушала в Большом). Не помню, кто пел Татьяну, но это была 40-летняя девушка. И поэтому, конечно, когда Архипов меня спросил, сколько лет Татьяне, я решила польстить Татьяне и сказала, что 20 лет»,


— Наталья Киселёва
«Журфак, мне кажется, дал мне всё! Я даже помню, на одно из практических занятий к нам пришел В.А. Чивилихин и стал рассказывать о том, как он ездил в Сибирь, на каком материале он написал "Серебряные рельсы" свои... И вдруг я поняла, как надо писать!»

— Наталья Киселёва
«От Журфака была на практике в Волгограде (тогда он, наверное, еще Сталинград назывался), была на заводе "Серп и молот" в газете "Мартеновка".
В Волгограде у нас был очень строгий редактор. Мы с подругой моей были, Светой Богатовой. И как-то мы стояли на лестнице и просто беседовали, кстати, мы беседовали о каком-то материале. А мимо проходил главный редактор и сказал: "Языком мелете, а зарплата-то идёт!" Мы так затряслись»,


— Наталья Киселёва
АЛТАЙСКОЕ РАДИО
«Я заканчивала газетное отделение. Но так как-то в жизни получилось: я распределилась на Алтай, в Барнаул, хотя у меня был диплом — газетные очерки. Я ездила за ними на Западно-Сибирский металлургический завод».
Практика в Сталинградской правде, 1960 г.
Когда я писала очерки для молодёжной редакции, часть из них, самые удачные, отправляла в Москву. И они шли в начале в программах «Говорит Комосомолия».
Потом я стала отправлять регулярно. И уже к весне 1963 года на «Юности»
меня знали как пишущего человека. Я у них была постоянный внештатный автор, корреспондент алтайский.
Наталья Киселёва
Наталья Киселёва с коллегами-журналистами
«Я долго, естественно, не раздумывала. Моя подруга мне прислала телеграмму:
"Подал заявление в ЗАГС, срочно приезжай. Александр". Я пришла и сказала, у меня любовь, ничего не могу сделать, вот в ЗАГС подали заявление. Ну, и отпустили легко, со всякими хорошими пожеланиями.
Тогда никакой ЗАГС меня не ждал, но 17 апреля 1963 года я переступила порог радиостанции "Юность"»,


— Наталья Киселёва
«ЮНОСТЬ»
«Мне сразу дали рабочее место, стол, телефон. Я была таким желанным "внештатником" для каждого корреспондента!»
«Революция произошла и на радио. Раньше все было в рамки втиснуто, герои чуть ли не по бумажке читали. Живое слово днём с огнем не сыщешь. "Юность" тут сыграла огромную роль, потому что вот здесь как раз появилось это самое "живое слово". Появились люди, которые говорят не по бумаге»,

— Наталья Киселёва
«"Юность" тогда гремела просто не знаю как! Конечно, это была радиостанция любимая и единственная в ту пору».
«Жили по-разному. Если город какой-то, то, конечно, в гостиницах. Когда мы плавали на теплоходе, то мы прямо жили там на теплоходе в каютах. А бывало, жили в бараках, иногда вообще в каких-то клубах приходилось жить.
Для выступления "Юности" давали самые лучшие площадки, иногда даже специально сколачивались сцены. "Юность" тогда гремела просто не знаю как! Вот когда мы плавали по Волге, нас встречали с оркестрами, хлеб-соль выносили, какие-то ряженые там были, ну просто что-то невероятное».

Кедроград, Алтай. Слева — Сергей Колов, строитель этого города. Конец 60-х.
«Я говорю этому интересному человеку: "А вы можете завтра подойти в гостиницу в три часа?" Он говорит: "Да, могу". Следующий интересный человек: "А вы можете подойти к четырем в гостиницу?" — "Могу". "А вы можете подойти?" — к следующему.
И вот там, как к зубному врачу, сидит народ на приём к тебе по записи»,


— Наталья Киселёва
«Встреч, конечно, было великое множество.
Но у меня был любимый герой. Этот человек приехал на ударную комсомольскую стройку строить Усть-Илимскую ГЭС. Звали его Василий Воропай. Личность совершенно уникальная. О нём можно было рассказывать бесконечно».
На теплоходе «Туломалес», 1964 г.
«Передачу "Здравствуй, товарищ!" я делала постоянно. Основная канва передачи — письма, но туда и короткие репортажики вставлялись, и открывали новые имена, или, например, фрагмент какого-то спектакля нового в Москве... Старались, конечно, придумывать. Мы назначали, например, встречу со слушателем в парке на скамейке. Кто придёт — оттуда репортаж. Вот кто слушает "Здравствуй, товарищ!" —приходите! Вот на Новокузнецкой перед метро маленький скверик, вот приходите — мы поговорим: "Что бы вы хотели, какой вы видите эту программу..." Народу была тьма тьмущая. Очень трудно потом было вырезать, но очень симпатично получалось»,

— Наталья Киселёва
Ну о какой оперативности вещания можно говорить, если за месяц нужно сдать план!
Наталья Киселёва
«Ну, конечно, что касается политики, тут уже было всё гораздо строже. Но мы знали уже: что можно, чего нельзя, заведомо знали, что это не пройдёт, а это пройдёт»,

— Наталья Киселёва
На комсомольском слёте. Слева — первый секретарь ЦК Комсомола Тяжельников, в центре — Наталья Николаевна, слева от Натальи Николаевны — журналист Галина Ершова. Середина 70-х.
Выездная бригада, поездка по Волге. Слева — композитор Ян Френкель. 1964 г.
«Я помню, как-то открывается дверь и говорят: "Знакомьтесь, у нас новая восходящая звезда – Муслим Магомаев. Пойдёмте послушаем"».
«К нам приходили постоянно Пахмутова с Добронравовым, Ян Френкель, композитор Александр Колкер ездил с нами даже по Северу... Да трудно сказать, кто у нас не был! "Юность" — самая популярная в стране радиостанция. Конечно, все проходили через "Юность"».
«Пугачёва Алла начинала в "Юности". И мало того, что ездила в выездные бригады — её 18 лет на севере где-то отмечали, салют был. Она даже на картошку в колхоз ездила от "Юности"»,

— Наталья Киселёва
Алла Пугачёва. Песня «Светлячок», 1968 г.
Алла Пугачёва. Песня «Робот, 1965 г.
«Задача была такая: чтобы всё, о чём рассказывалось, можно было представить себе зрительно. Закроешь глаза, слушаешь — и будто видишь, как всё это происходит»,

— Наталья Киселёва
«Я тоже собиралась переходить на "Радио России", но когда я узнала, что "Юность" остаётся, — я осталась. Тем более стали давить на мои патриотические чувства к "Юности", что надо помочь, надо, чтобы "Юность" осталась»,

— Наталья Киселёва
«"Юность" максимально приближалась к прямому эфиру, как никакая другая студия!»
О ЖУРНАЛИСТИКЕ
«Я старалась написать так, чтобы было интересно — вот и всё. Я всегда думала – во имя чего я пишу, для чего?
Вот тогда, конечно, и радийное слово, и печатное слово что-то да значило. Мы все говорили: боже мой, настанут ли времена, когда будет свобода слова, когда можно говорить обо всём, требовать всё, что угодно, говорить обо всех недостатках... Настали! Говоришь о недостатках, а никто на это не реагирует.
А раньше, уж если прозвучало по радио, это заседание в крайкоме или в партии, обсуждают там все, это целая история. Реакция, конечно, была. Вот, чем было хорошо — была моментальная реакция.
Тогда журналистика была немножко другой. Тогда в цене были рассказы о человеке, о людях
»,

— Наталья Киселёва
Моя племянница мне говорит: «Тётя Наташа, вы о подводнике написали! Я, когда пришла к вам домой, увидела у вас книгу "Устройство подводной лодки", я всё поняла». Понимаете, надо быть очень подготовленным!
Наталья Киселёва
«Она его переписывала, и у неё создавалось впечатление, что она этот материал пишет сама!»

— Наталья Киселёва
«Рассказывает тебе человек что-то, раскроет свою душу — ни в коем случае нельзя его осуждать. Надо стараться понять человека.
Вот вы спросили: "Можно ли стать журналистом?". Конечно можно, если есть желание. Надо к людям хорошо относиться и быть компетентным в вопросах, о которых ты стараешься писать
»,

— Наталья Киселёва